ОБРАЗОВАНИЕ

Режим работы образовательного учреждения

Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Продолжительность рабочей недели составляет 7 дней. Занятия начинаются с 08:00 и продолжаются до 20:00, у каждого объединения свое расписание. Продолжительность одного занятия составляет от 30 до 45 минут в соответствии с САНПиН, продолжительность перемены между занятиями – 10 минут.
Форма обучения – очная.


В «Центр детского творчества «Созвездие» в 2018-2019 учебных годах работают 39 объединений, из них на базе образовательных учреждений – 31; 235 групп. Общее количество воспитанников - 3192 человек.

Обучение в Учреждении ведется на русском языке, или, в соответствии с запросами детей и их родителей (законных представителей), и при наличии возможностей учреждения, на родных языках.

В Центре дети заняты социально полезным делом. Они выбирают то, что им близко, что удовлетворяет их разнообразные интересы. Наши воспитанники идут к нам с удовольствием, их привлекает атмосфера настоящего творчества, взаимопомощи и дружбы. Здесь понимают, что каждый ребенок талантлив, нужно лишь помочь ему найти себя, проявить и развить свои способности.

Воспитанники творческих объединений – неоднократные победители конкурсов, фестивалей и соревнований различного уровня, включая Международные. Победа для них - не самоцель, а лишь предпосылка для дальнейшего творчества, а для их преподавателей - утверждения идей педагогики и системы дополнительного образования детей.

В настоящее время, нашему центру «Созвездие» исполнилось 25 лет. Для воспитанников – вчерашних, сегодняшних, завтрашних – он всегда будет Домом добра, творчества и радости. Мы вместе строим наш Центр, где дети учатся не только ощущать и творить красоту, но чувствуют себя причастными к сегодняшней насыщенной жизни, постигают одновременно опыт сотрудничества и взаимодействия в команде, самоорганизации и творческой активности, устремляясь в будущее всеми своими помыслами и делами.

Направления деятельности:

Художественно – эстетическое направление:

  • изобразительное искусство; 
  • декоративно-прикладное: резьба по дереву, вышивка, батик, бумагопластика, конструирование и моделирование одежды, малая декоративная пластика, художественная роспись, мягкая игрушка; 
  • хореография (классическая, народная, эстрадная); 
  • вокал (соло, ансамбль); 
  • игра на музыкальных инструментах; 
  • художественная гимнастика. 
Физкультурно – спортивное направление:
  • легкая атлетика; 
  • футбол; 
  • баскетбол; 
  • волейбол; 
  • хоккей; 
  • настольный теннис; 
  • лыжная подготовка. 
Социально – педагогическое направление:
  • школа развития; 
  • естествознание; 
  • ЗОЖ. 
Культурологическое направление:
  • краеведение. 
Отдел программно-методического обеспечения

Цель: совершенствование учебно-воспитательного процесса, социально педагогической и управленческой деятельности для перспективного процесса обучения оздоровления и воспитания детей.

Направления деятельности:

  • повышение квалификации и развития кадрового потенциала педагогов; 
  • выявление, обобщение и пропаганда передового позитивного опыта; 
  • методическое сопровождение работы педагогов, специалистов; 
  • аналитико-исследовательская деятельность; 
  • методическое сопровождение культурно-массовой деятельности Центра. 
Реализуемые проекты и программы:
  • Программа развития педагогического мастерства «Слагаемые педагогического успеха»; 
  • Программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса; 
  • Программа «Здоровьесберегающая деятельность в ЦДТ «Созвездие»; 
  • Программа «Система мониторинга»; 
  • Проект «Организация педагогических условий развития одаренных детей»; 
  • Программа патриотического воспитания «Время выбрало нас»; 
  • Проект развития интереса у детей младшего школьного возраста «Открой себя»; 
  • Проект «Программа нового поколения». 

Отдел изо-прикладного творчества

Цель: совершенствование образовательного процесса, направленного на повышение качества художественного образования, сохранение и развитие духовных, нравственных ориентиров, обеспечивающих развитие личностных качеств, культурного, ответственного отношения к миру, реализацию собственной индивидуальности, свободу выбора, реализацию творческого потенциала.

Наши традиционные дела:
Выставки детского творчества: «Осенняя палитра» и «Весенний вернисаж»;
Выставки-конкурсы: «Город мастеров», "Руки, творящие красоту";
«Рождественские свечи» - совместное мероприятие с родителями, творческие встречи в клубе «Эрудит».

Наши выпускники:

В отделе более 390 выпускников, 69 из которых продолжили профессиональное художественное образование.

Спортивный отдел

Цель: формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, достижение высоких спортивных результатов.

Направления деятельности:

  • легкая атлетика; 
  • футбол; 
  • баскетбол; 
  • волейбол; 
  • хоккей; 
  • настольный теннис; 
  • лыжная подготовка. 
Традиционные дела – проведение спортивных праздников:
  • «Формула здоровья»; 
  • «Весенняя карусель»; 
  • «Зимние задоринки». 
Танцевально-музыкальный отдел

Цель: формирование у воспитанников художественно-эстетических ценностей на основе развития социальных и профессиональных танцевально-музыкальных качеств.

Направления:
  • Вокальное направление; 
  • Хореографическое направление; 
  • Художественная гимнастика; 
  • Игра на музыкальных инструментах; 
  • Художественное слово; 
  • Театральное искусство. 
Творческие коллективы танцевально-музыкального отдела являются лауреатами и дипломантами международных, всероссийских, республиканских, городских и районных конкурсов.

Выпускники объединений отдела становятся студентами Уфимского хореографического училища им. Нуриева, Самарской и Санкт-Петербургской Академии искусств, Уфимского педагогического колледжа №2, ВЭГУ на факультете хореографии.

Культурно – досуговый отдел

Цели: организация содержательного, занимательного досуга детей, подростков и их родителей; разработка целевых досуговых программ актуальной направленности для разных возрастных групп; расширение и укрепление взаимодействия с отделами Центра, школами района и другими социальными партнерами по поиску новых форм и методов досуговой деятельности.

Ежегодно мероприятия Центра посещают более 5000 детей и подростков. В отделе работают мастера хорошего настроения, настоящие профессионалы своего дела, умеющие увлечь и грамотно организовать досуг. Отдел принимает активное участие в организации и проведении республиканских городских и районных мероприятий.

Формы работы отдела:
Театрализованные детские утренники и молодежные шоу программы;
Тематические вечера и семейные балы;
Праздники и народные гуляния;


Традиции «ЦДТ «Созвездие»

Образовательный процесс в Центре построен так, чтобы дети и их родители видели перспективу собственного роста. Поэтому в «ЦДТ «Созвездие» осуществляется 4 ступени образования:

1 ступень - подготовительный уровень в Школе раннего творческого развития детей дошкольного возраста. Её цель: оказать помощь детям и их родителям в выявлении интересов и индивидуальных творческих способностей в раннем возрасте.

2 ступень - начальное дополнительное образование. На данной ступени в детских творческих объединениях через игровую деятельность происходит овладение ребенком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для формирования основ самостоятельной деятельности в сфере искусств, развитие устойчивого интереса к самообразованию.

3 ступень - основное дополнительное образование. На данной ступени в основе лежит образовательно-развивающая деятельность по направлениям.

4 ступень - допрофессиональное образование. В студиях, мастер-классах создаются условия для обучения способных детей, готовых к продолжению обучения в профессиональных учебных заведениях культуры и искусства после окончания Центра.








Перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
«Центр детского творчества «Созвездие» на бюджетной основе
на 2018-2019 учебный год

Перечень составлен 01.09.18г.


Направление

ФИО  автора-составителя


Педагоги, реализующие программу с детьми

Вид деятельности
Название программы

Уровень
образова
ния

Срок реали
зации

Воз
раст детей
(лет)

Тип программы
Художественно-эстетическое
Мухаматуллина А.Ф.
Мухаматуллина А.Ф.
Голубкина Е.Ю.
Эстрадный танец
«Волшебный мир танца»
Базовый
8 лет
7-14
Модиф.
Басареева Г.А.
Басареева Г.А.
Театральная деятельность
«Дебют»
Стартовый
1 год
7-10
Модиф.
Басареева Г.А.
Басареева Г.А.
Театральная деятельность
«Рампа»
Базовый
1 год
10-16
Модиф.
Ханова Л.И.
Ханова Л.И.
«Башкирский эстрадный и народный вокал»
Стартовый
3 года
7-10
Модиф.
Хайруллина С.М.
Хайруллина С.М.
Эстрадный танец
«В мире танца»
Базовый
5
лет
7-14
Модиф.
Кашаева В.У.
Кашаева В.У.
Вокал
«Истинная красота души в песне»
Базовый
5 лет
7-15
Модиф.
Кашаева В.У.

Кашаева В.У.

Вокал
«Чудесная страна песни»
Стартовый
1 год
7-9
Модиф.
Лапшина М.В.
Лапшина М.В.
Русский песенный фольклор
«Истоки русского песенного творчества»
Базовый
3 года
7-13
Модиф.
Лапшина М.В.
Лапшина М.В.
Русский фольклор
«Родники»
Стартовый
2 года
7-9
Модиф.
Газизуллина Г.А.
Газизуллина Г.А.
Театральная деятельность
«Основы театрального искусства»
Базовый
3
года
11-14
Модиф.
Иванова Н.И.
Иванова Н.И.
«Сценическая речь»
Стартовый
3
года
7-11
Модиф.
Шаматурина А.Е.
Шаматурина А.Е.
Ансамбль детских музыкальных инструментов
«Музыкальные минутки»
Базовый
3
года
7-14
Модиф.
Шаматурина А.Е.
Шаматурина А.Е.
Ансамбль детских музыкальных инструментов
«Домисолька»
Стартовый
1 год
7-8
Модиф.
Гарипова Н.М.
Гарипова Н.М.
Вокал
«Музыкальная палитра»
Стартовый
4 года
7-12
Модиф.
Гилязетдинова З.А.
Гилязетдинова З.А.
Народная хореография
«Сценический народный танец»
Стартовый
3 года
7-15
Модиф.
Гилязетдинова З.А.
Гилязетдинова З.А.
Народная хореография
«Ритмика и танец»
Стартовый
1 год
7-8 л
Модиф.
Беляева Л.Ю.
Бебляева Л.Ю.
«Волшебный мир театра»
Базовый
3 года
7-14
Модиф.
Смолякова Л.В.
Смолякова М.А.
Смолякова Л.В.
Смолякова М.А.
Ансамбль современной хореографии
«Жизнь в танце»
Базовый
5
года
7-17
Модиф.
Смолякова М.А.
Смолякова М.А.
Ансамбль современной хореографии
 «Хореографическое творчество»
Продвинутый
1 год
12-17
Модиф.
Кинзина З.И.
Кинзина З.И.
«Основы современной хореографии»
Стартовый
1 год
9-15
Модиф.
Спортивное
Хакимова Т.М.
Хакимова Т.М.,
Аминева Г.Г.,
Шмакова М.А.
 «Художественная гимнастика – ключ к гармонии тела и души»
Продвинутый
8 лет
7-15
Модиф.


Хакимова Т.М.
Хакимова Т.М.
«Артистизм, выразительность, пластика»
Базовый
1 год
8-15
Модиф.
Шмакова М.А.
Шмакова М.А.
«Групповая и командная подготовка гимнасток»
Базовый
5 лет
7-17
Модиф.
Аминов Р.Р.

Аминов Р.Р.

«Футбол»
Базовый
2 года
10-16
Модиф.
Валеев И.Г.
Валеев И.Г.
Футбол
«Юные футболисты»
Базовый
3 года
9-17
Модиф.
Токарев Л.Н.
Токарев Л.Н.
«Волейбол»
Базовый
2 года
11-17
Модиф.
Давлетова С.Р.
Давлетова С.Р.
«Юный волейболист"
Базовый
5 лет
8-17
Модиф.
Коновалова А.В.
Коновалова В.А.
«Баскетбол»
Базовый
3 года
12-17
Модиф.
Мельников В.А.
Мельников В.А.
«Лыжная подготовка»
Базовый
2 года
13-17
Модиф.
Ишмаков А.Ф.
Ишмаков А.Ф.,
Телякаев И.И.
Вольная борьба
«Атлет»
Базовый
5 лет
11-15
Модиф.
Стерехов Е.П.
Стерехов Е.П.
«Юный баскетболист»
Базовый
3
года
7-14
Модиф.
Зиннатуллин Ф.М.
Зиннатуллин Ф.М.

«Шахматы»
Базовый
3 года
7-14
Модиф.
Изо-прикладное
Сенина Ю.В.
Сенина Ю.В.
«Батик. Художественная роспись по ткани»
Базовый
1 год
11-14
Модиф.
Сенина Ю.В.
Сенина Ю.В.
ИЗО, ДПИ
«Художественная мастерская»
Стартовый
1 год
7-10
Модиф.
Ермакова Л.В.
Ермакова Л.В.
ИЗО
«Художественная фантазия»
Базовый
3
года
7-15

Модиф.
Ермакова Л.В.
Ермакова Л.В.
ДПИ
«Разноцветный мир»
Стартовый
3 года
7-10
Модиф.
Гизатуллина Л.Л.
Гизатуллина Л.Л.
ИЗО
«Изобразительное творчество»
Базовый
4 года
7-14

Модиф.
Гизатуллина Л.Л.
Гизатуллина Л.Л.
ИЗО
«Искусство вокруг нас»
Стартовый
1 год
7-8
Модиф.
Хамматова А.М.
Хамматова А.М.
ИЗО
«Восхождение к искусству»
Базовый
4
года
7-14

Модиф.
Хамматова А.М.
Хамматова А.М.
ИЗО
«Вернисаж»
Стартовый
2
года
7-9
Модиф.
Шаймуратова А.Р.
Шаймуратова А.Р.
ДПИ
«Путешествие в страну художественного творчества»
Базовый
3
года
7-12

Модиф.
Шаймуратова А.Р.
Шаймуратова А.Р.
ДПИ
«Мир красок»
Стартовый
2 года
7-8
Модиф.
Сулейманов Р.Р.
Сулейманов Р.Р.
ДПИ
«Художественная резьба по дереву»
Базовый
3
года
7-16
Модиф.
Янбаева А.Х.
Янбаева А.Х.
ИЗО
«Мир художественных фантазий»
Базовый
2 года
7-14
Модиф.
Янбаева А.Х.
Янбаева А.Х.
ИЗО
«Маленький мастер»
Базовый
1
 год
7-9
Модиф.
Янбаева А.Х.
Янбаева А.Х.
ИЗО
«Фантазеры»
Базовый
1
 год
7-8
Модиф.
Шамсутдинова Р.Н.
Шамсутдинова Р.Н.
 «Азбука дизайна»
Стартовый
1
 год
7-13
Модиф.
Шамсутдинова Р.Н.
Шамсутдинова Р.Н.
«Основы дизайна»
Базовый
1 год
10-13
Модиф.
Шамсутдинова Р.Н.
Шамсутдинова Р.Н.
«Хочу стать дизайнером»
Стартовый
1 год
10-13
Модиф.
Эйтвид Г.Р.
Эйтвид Г.Р.
ИЗО
«Основы изобразительного искусства»
Базовый
3
года
7-14
Модиф.
Эйтвид Г.Р.
Эйтвид Г.Р.
«Юный мультипликатор»
Стартовый
2 года
9-11
Модиф.
Левашова Г.Ф.
Левашова Г.Ф.
ИЗО «Палитра»
Стартовый
3 года
7-10
Модиф.
Нугуманова А.А.
Нугуманова А.А.
«Лоскутные фантазии»
Базовый
1 год
7-14
Модиф.
Гирфанова Р.Р.
Гирфанова Р.Р.
ДПИ
«Мастерская волшебников»
Стартовый
1 год
8-9
Модиф.
Социально-педагогическое
Михайлина Н.Л.
Михайлина Н.Л.,
Валиуллина Л.А.,
Байбурина Г.Р.,
«Эрудит»
Стартовый
4
года
7-10
Модиф.
Дещенко П.В.
Дещенко П.В.
ЮИДД «Безопасная дорога»
Базовый
4 года
8-12
Модиф.
Нигматуллина А.А.
Нигматуллина А.А.
«Краеведение. Акбузат»
Стартовый
2 года
12-14
Модиф.
Естественно
научное
Сафина З.И.
Сафина З.И.
«Занимательная математика»
Стартовый
1 год
9-10
Модиф.


Аннотации к общеобразовательным общеразвивающим программам,

реализуемых в МБОУ ДО «ЦДТ «Созвездие» ГО г. Уфа РБ

Наименование программы
Тип программы
Сроки реализации
Возраст детей
Аннотации к программам
 «Волшебный мир танца»
Модифицированная
8 лет
7-14 лет
Содержание программы состоит из нескольких блоков – подпрограмм по основам танцевальной практики, где изучаются классический, современный и народный танцы. В процессе танцевальной практики обучающиеся осваивают различные  ритмические упражнения, упражнения на развитие ориентации в пространстве, «мышечного чувства» и отдельных групп мышц, подвижность голеностопного сустава, на развитие шага, гибкости, выворотности ног. Дети изучают основные танцевальные движения, танцевальную композицию, правила поведения во время концертов, активно включаются в репетиционно-постановочную работу, а так же в концертную деятельность.
«Дебют»
Модифицированная
1 год
7-10 лет
Программа направлена на воспитание в детях театральной этики актёра и зрителя, воспитание хорошего эстетического вкуса в искусстве; психологическое раскрепощение детей от комплексов и внутренних зажимов посредством театрально-сценических упражнений; на получение опыта коллективного творчества.
Осваивая содержание программы, дети обучатся актерскому мастерству, сценическому движению, основам ораторского искусства.
Программой предусмотрено развитие базовых творческих способностей и навыков: внимания, памяти, воображения, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы.
«Рампа»
Модифицированная
1 год
10-16 лет
Программа направлена на развитие интереса к театральному искусству, повышение этической и эстетической культуры подрастающего поколения. Она направлена на ознакомление обучающихся с творческими профессиями, связанными с театром и сценической деятельностью в целом. Занятия спланированы так, чтобы дети могли почувствовать себя не только актерами, но и режиссерами, певцами и танцорами. Для этого в программу включен обширный теоретический и практический блок, посвященный творческим театральным профессиям.
«Башкирский эстрадный и народный вокал»
Модифицированная
3 года
7-10 лет
Программа направлена на активное приобщение детей к музыкальному и культурному богатству башкирского народа. Содержание программы расширяет представление обучающихся о музыкальных жанрах башкирской музыки, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.
Также программой предусмотрены такие виды деятельности, как слушание музыки, знакомство с  музыкальными инструментами, исполнение детских популярных песен, игра на шумовых инструментах, знакомство с нотной грамотой и основами актёрского мастерства.
«В мире танца»
Модифицированная
5 лет
7-14 лет
Программа позволяет обучающимся развивать гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю и укреплять здоровье. А также развивать чувства ритма, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов, учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Обучающиеся познакомятся с историей хореографии, освоят основы современной и народной хореографии, приобретут опыт публичных выступлений на различных концертных площадках.
«Истинная красота души в песне»
Модифицированная
5 лет
7-15 лет
Программой предусмотрены профильные виды деятельности: слушание музыки; знакомство с детскими музыкальными инструментами, их строением, тембром звучания; исполнение детских популярных песен; игра на детских музыкальных инструментах; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; изучение нотной грамоты; импровизация; аранжировка звучащей музыки; использование шумовых инструментов для самостоятельной аранжировки музыкальных произведений.
Обучение по программе позволяет совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивает умение слушать друг друга, гармонический слух, формирует навыки игры ритмично, синхронно.
«Чудесная страна песни»
Модифицированная
1 год
7-9 лет
Программа направлена на формирование у детей интереса к пению, вокальному искусству, а так же на приобщение детей к осознанному пению. Программа ориентирована на детей, имеющих разные стартовые способности. Прием в объединение осуществляется на основе добровольности, независимо от уровня подготовленности ребенка. Ведущее место в образовательном процессе отводится сольному пению, пению в ансамбле, хоровому исполнительству, что помогает приобщить обучающихся в вокальному искусству.
«Истоки русского песенного творчества»
Модифицированная
3 года
7-13 лет
Содержание программы связано  с цикличностью народного календаря, с повторностью и периодичностью обрядовых песен, танцев, закличек. Образовательный процесс построен на гибком комбинировании различных видов деятельности, и в процессе обучения народному пению  используются эффективные способы «вживания ребёнка в народную среду» через инсценирование народных сказок, народных песен, народных игр, народное художественное творчество. Программа является профессионально ориентированной, так как в доступной и увлекательной форме позволяет обучающимся получить полноценные знания по устному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.
«Родники»
Модифицированная
2 года
7-9 лет
Программа в доступной и увлекательной форме позволяет детям младшего школьного возраста получить полноценные знания по устному и музыкальному народному творчеству, включает их в творческую художественную деятельность.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе песенного фольклора и творческой деятельности.
«Основы театрального искусства»
Модифицированная
3 года
11-14 лет
Первый год обучения направлен на выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству.
Второй год обучения направлен на углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность.
Третий год направлен на усвоение более сложного теоретического материала, ориентацию детей на исполнительскую работу и создания «характера» на сцене. Основной формой обучения является постановка спектаклей и репетиции.
«Сценическая речь»

Модифицированная
3 года
7-11 лет
Содержание программы направлено на формирование у детей элементарных навыков владения дыханием и голосом, в дальнейшем всем речевым аппаратом и умению его рационально использовать. Обучающиеся овладеют литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
Занятия проходят в увлекательной игровой форме. С помощью подвижных, музыкальных и творческих игр развивается слух, память, чувство ритма. Артикуляционная гимнастика, логопедические потешки, песенки, стишки, способствуют развитию речи и артикуляционного аппарата.
«Музыкальные минутки»
Модифицированная
3 года
7-14 лет
Программой предусмотрены профильные виды деятельности: слушание музыки; знакомство с детскими музыкальными инструментами, их строением, тембром звучания; исполнение детских популярных песен; игра на детских музыкальных инструментах; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; изучение нотной грамоты; импровизация; аранжировка звучащей музыки; использование шумовых инструментов для самостоятельной аранжировки музыкальных произведений.
Обучение по программе позволяет совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивает  умение слушать друг друга, гармонический слух, формирует навыки игры ритмично, синхронно.
«Домисолька»
Модифицированная
1 год
7-8 лет
Программа направлена на развитие у обучающихся музыкального вкуса, интереса к музицированию.
Содержание программы объединяют различные виды музыкальной деятельности: пение, восприятие музыки, музыкально-ритмические  движения, игру на детских музыкальных инструментах. Все это способствует развитию музыкальной памяти и внимания ребенка, расширяет сферу музыкальной деятельности, повышает интерес к музыке, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, скованность, расширяет музыкальный кругозор.
«Музыкальная палитра»
Модифицированная
4 года
7-12 лет
Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся, имеющих разные стартовые способности.
Программа обеспечивает формирование у обучающихся умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
«Сценический народный танец»
Модифицированная
3 года
7-15 лет
Содержание программы направлено на развитие музыкально-ритмических способностей, художественного вкуса, фантазии, пластики, физических данных, координации, ориентировки в пространстве; Обучающиеся  осваивают своеобразную  манеру исполнения башкирского народного танца, овладевают умениями соотносить движение с музыкой; обучаются творческому использованию полученных умений и практических навыков.
Программа включает в себя не только тренировочные упражнения, определенный репертуар и беседы по народному искусству, но также  уделяется большое внимание правилам общественного поведения, и танцевальному этикету.
«Ритмика и танец»
Модифицированная
1 год
7-8 лет
Программа направлена на укрепление физического и психического здоровья обучающихся, привитие им начальных навыков в искусстве танца и воспитание хореографической культуры. Содержание программы позволяет формировать интерес детей к танцевальной деятельности и развивать у них не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулировать память, внимание, мышление и воображение.
«Волшебный мир театра»
Модифицированная
3 года
7-14 лет
Программа носит практико–ориентированный характер и направлена на формирование у обучающихся стремление видеть и создавать вокруг себя прекрасное, желание изучать театральное мастерство. Через организацию различных форм работы на занятиях ребёнок получает навыки сотрудничества, сотворчества.
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, элементы костюма, музыкальное сопровождение.
Программой предусмотрена концертно-исполнительская деятельность, участие детей в драматических спектаклях по мотивам русских народных сказок, современных писателей, писателей-классиков, в инсценировках, спектаклях на стихи детских писателей.
 «Жизнь в танце»
Модифицированная
5 лет
7-17 лет
Программа направлена на формирование у детей хореографических навыков, развитие творческих способностей, двигательных качеств и умений обучающихся. Программа объединяет ряд направлений: сочетание hiphop и house танцев с такими видами танцев, как: классический, джаз танец, модерн; народно-сценический танец; народно-стилизованный танец; элементы художественной гимнастики и акробатики.
«Хореографическое творчество»
Модифицированная
1 год
12-17 лет
Программа направлена на формирование знаний методики исполнения танцевальных движений; умение различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальной фразы и всего музыкального произведения, а также эмоциональное исполнение танцевальных комбинаций и этюдов.
Программой предусмотрена творческая и культурно-просветительская деятельность. Содержание программы творческой и культурно – просветительской деятельности направлено на обеспечение необходимых условий для:
- профессионального самоопределения обучающихся;
- апробации и овладения новыми хореографическими технологиями в концертной деятельности;
- поддержки высокого уровня исполнительского мастерства, пропаганды лучших образцов хореографического искусства средствами детско–юношеского концертного исполнительства;
- организации содержательного досуга обучающихся;
- социального партнерства с организациями дополнительного и профессионального образования города, района, республики.
«Основы современной хореографии»
Модифицированная
1 год
9-15 лет
 Программа направлена на формирование у обучающихся таких качеств, как: овладение основными движениями и законами современных танцевальных систем, координации, чувства ритма, свободы тела, ориентации в сценическом пространстве, а так же на развитие творческого мышления  обучающихся через познание лучших образцов и техник ведущих современных направлений танца.
«Художественная гимнастика – ключ к гармонии тела и души»
Модифицированная
8 лет
7-15 лет
Программа направлена не просто на развитие мастерства в области художественной гимнастики, ее главное назначение - формирование нравственной и физически здоровой личности обучающегося, способной к творческой активности.
Программа выстроена поэтапно, в зависимости от возраста и мастерства ребенка (начальная подготовка, этап спортивной специализации, этап совершенствования спортивного мастерства).
«Артистизм, выразительность, пластика»
Модифицированная
1 год
8-15 лет
Актуальность программы в представлении средств и условий раскрытия у обучающихся эмоциональной выразительности в исполнении художественных номеров. Программа направлена на развитие артистизма у обучающихся художественно-творческого коллектива посредством развития эмоционально-чувственной  сферы и их способности использовать различные средства выразительности.
«Групповая и командная подготовка гимнасток»
Модифицированная
1 год
7-16 лет
Содержание программы позволяет группе спортсменов наиболее эффективно реализовать свои возможности и достичь наиболее высокого спортивного результата через участия в показательных выступлениях на спортивных площадках, соревнованиях по групповым упражнениям. Программа не повторяет основную программу по художественной гимнастике, так как направлена на формирование у обучающихся единообразия и согласованности в исполнении всех технических действий на высоком исполнительском уровне и на освоение взаимодействий, тренировку их стабильности и готовности к незапланированным действиям партнера. Использование личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
«Футбол»
Модифицированная
2 года
10-16 лет
Программа направлена на укрепление здоровья и закаливание организма детей; привитие интереса к систематическим занятиям футболом; обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола; участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
«Юные футболисты»
Модифицированная
3 года
9-17 лет
Актуальность программы связана с тем, что она направлена на обучающихся со средней и слабой физической подготовкой, на детей, которые не могут быть приняты в специализированные детско-юношеские спортивные школы. Основное назначение программы – это привлечение детей, подростков, молодых людей к любительскому футболу, а не профессиональных игроков. К работе детского объединения активно привлекаются родители и выпускники секции «Футбол». По итогам обучения по программе обучающиеся получают теоретические знания о структуре и содержании игры, соревновательной деятельности футболиста; об основных видах тактики в футболе, приобретают основные практические двигательные умения и навыки техники футбола.
«Волейбол»
Модифицированная
2 года
11-17 лет
Первый год обучения направлен на выявление способностей, одаренности детей, развитие их заинтересованности к занятиям волейболом. Большое внимание уделяется общей физической подготовке, которая осуществляется в подготовительных  и подводящих упражнениях технической подготовки.
Второй год обучения направлен на развитие стойкого интереса  обучаемых к занятиям волейболом, на организацию участия детей  в соревнованиях района, продолжение изучения технического,  тактического арсенала к физической подготовленности занимающихся.
«Юный волейболист»
Модифицированная
5 лет
8-17 лет
Первый этап обучения предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение техники и тактики, подвижные игры, пионербол, мини-волейбол.
Второй этап - развитие физических качеств в общем плане и с учетом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться  индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективная (мини-волейбол, волейбол).
Третий этап посвящен базовой технико-тактической и физической подготовки, в этот период осуществляется освоение основ техники и тактики, воспитание соревновательных качеств, применительно к волейболу.
Четвертый этап предусматривает совершенствование и участие обучающихся в различных соревнованиях.
«Баскетбол»
Модифицированная
3 года
12-17 лет
На первом году обучения обучающиеся знакомятся с содержанием игры в баскетбол, её привалами и основными приёмами. Приобретают основы индивидуальных и групповых действий. Особое внимание уделяется развитию физических качеств, то есть повышению уровня физической подготовки, как основы для успешности дальнейшего обучения.
 На втором году обучения через освоение более сложных приёмов и навыков через осмысление на практике соревновательной деятельности создаются предпосылки для изучения командных действий.
На третьем году обучения обучающиеся осваивают новые способы ловли и передач мяча. Увеличивается объём и интенсивность упражнений. Особое внимание уделяется специализированным упражнениям. На занятиях делается акцент на освоение командных взаимодействий, слаженности в командной игре. Шире применяется соревновательный метод.
«Лыжная подготовка»
Модифицированная
2 года
13-17 лет
Основные задачи теоретических занятий – сформировать необходимые знания по физической культуре и спорту в России, истории лыжного спорта, общей гигиены лыжника, о врачебном контроле и самоконтроле, о первой медицинской помощи при травмах и обморожениях, об инвентаре, лыжных мазях, технике и тактике лыжника – гонщика, правилах и организации соревнований.
На практических занятиях приобретаются умения и навыки выбора оборудования, ремонт и хранение лыжного инвентаря, пользования лыжными мазями. На базе всесторонней физической подготовки и развития физических качеств изучаются и совершенствуются техника и тактика, развиваются специальные качества, необходимые лыжнику-гонщику.
Данный материал планируется в зависимости от возраста, общей физической и специальной подготовки обучающихся.
«Атлет»
Модифицированная
5 лет
11-15 лет
Программа направлена на формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортом. Образовательный процесс строится с учетом естественно и постепенно повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых решаются задачи укрепления здоровья обучающихся, ознакомление их техническим арсеналом вольной борьбы, развития у них спортивных качеств борца. Содержание программы включает дифференцированное обучение и воспитание, соревнования, экскурсии, походы, видео просмотры чемпионатов разных уровней, анализы соревнований.
«Юный баскетболист»
Модифицированная
3 года
7-14 лет
Содержание программы направлено на изучение детьми  новейших тактических действий и приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре. Занятия в рамках программы проводятся в форме тренировок, бесед, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок. Занятия проводятся в спортивном зале, в теплую и сухую погоду на школьной спортивной площадке.
«Шахматы»
Модифицированная
3 года
7-14 лет
Программой предусмотрено использование на занятиях  педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применение метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат).
Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Формы подведения итогов реализации программы – выступления на турнирах разного уровня, получение разрядов.
«Батик. Художественная роспись по ткани»
Модифицированная
1 год
11-14 лет
Учебный материал разделен на два основных раздела: освоение техник росписи по ткани через изучение основ композиции и цветоведения, закрепление навыков и полученных знаний.
Теоретическая работа предполагает изучение учащимися истории батика, региональных особенностей и технологических приемов росписи по ткани.
Практическая работа основана на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом опыте.
На занятиях дети приобретают практические навыки (владение резервом, трафаретом, различными художественными материалами, клеем, ножницами), получают знания о композиции, эскизе, закрепляют основы цветоведения. Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.
«Художественная мастерская»
Модифицированная
1 год
7-10 лет
Программа стартового уровня сложности, предназначена для детей, проявляющих интерес к декоративно-прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств.
«Художественная фантазия»
Модифицированная
3 года
7-15 лет

Программа направлена на развитие у обучающихся интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, знакомит с различными техниками работы с художественными материалами. Программа помогает обучающимся сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества.
«Разноцветный мир»
Модифицированная
3 года
7-10 лет  
Программа раскрывает перед ребенком возможности изобразительного творчества в направлении работы с художественными материалами, позволяет организовать досуг обучающихся интересно и с пользой для себя и для окружающих. Дети  осваивают опыт самостоятельной деятельности по образцу и приобретают первичные навыки по изобразительному творчеству.
«Изобразительное творчество»
Модифицированная
4 года
7-14 лет

Содержание программы обеспечивает доступ к освоению детьми углубленного уровня сложности знаний в области изобразительного искусства по рисунку, живописи, композиции, закрепляемые упражнениями и творческими работами. Обучающиеся освоят законы композиции, цветоведения, основы линейной и воздушной перспективы для создания творческих работ и проектов.
«Искусство вокруг нас»
Модифицированная
1 год
7-8 лет
Программа направлена на формирование интереса обучающихся к изобразительному искусству и нравственное развитие обучающихся  через собственное художественное творчество. Программа  предлагает разнообразные формы организации занятий с детьми: беседы, беседы-диалоги, ситуационно-ролевые игры, игры-путешествия, конкурсы-викторины и художественные конкурсы,  коллективная работа, творческие выставки.
«Восхождение к искусству»
Модифицированная
4 года
7-14 лет

Программа ориентирована  преимущественно на изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика, композиция, скульптура. Для поддержки интереса детей к изобразительному искусству, для общего кругозора в программу введены техники декоративно-прикладного искусства: аппликация, батик. Программа не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – за его пределами в специализированных художественных школах). Неповторимость  программы заключается в разнообразии заданных тем, с исследованием различных художественных техник. Исключением являются учебные постановочные  графические и живописные натюрморты.
«Вернисаж»
Модифицированная
2 года
7-9 лет
Программа знакомит обучающихся с миром искусства и дает систематизированное образование по ИЗО стартового уровня сложности, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, графика, композиция, аппликация, лепка.
«Путешествие в страну художественного творчества»
Модифицированная
3 года
7-12 лет

Данная программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного  и декоративно-прикладного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного обучающегося и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Лепка», «Батик»  и т.п. Тем самым данная программа не только дает основательную базу по ИЗО и ДПИ, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).
«Мир красок»
Модифицированная
2 года
7-8 лет
Особенность программы заключается во  взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
«Художественная резьба по дереву»
Модифицированная
3 года
7-16 лет
Содержание программы направлено на освоение  обучающимися практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам плоскорельфной, глухой, накладной и ажурной резьбы, умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла, умению владеть инструментом для резьбы по дереву,  самостоятельного составлять несложные композиции резьбы по дереву на основе традиций народного искусства.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Она построена таким образом, что учащиеся знакомятся со всеми основными способами художественной обработки древесины, получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева и их отделке, сведения об инструментах для выполнения художественной резьбы, знакомятся с правилами безопасности при работе с режущими инструментами.
«Мир художественных фантазий»
Модифицированная
2 года
7-14 лет
Интеграция в содержании программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества   позволяет ребенку всесторонне развиваться в художественно-эстетическом направлении, освоить различные техники и определить для себя наиболее подходящие способы развития своего творческого потенциала.
Первый этап обучения  направлен на формирование практических навыки работы с материалами для развития у обучающихся зрения, моторики рук, координации. Второй этап обучения  направлен на развитие воображения и формирование умений фантазировать, мыслить смело и свободно.
«Маленький мастер»
Модифицированная
1 год
7-9 лет
Программа направлена на развитие творческой активности обучающихся, посредством формирования интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. Отличительной особенностью программы является то, что особое место в ней отводится изучению разнообразных техник исполнения, в том числе нетрадиционных техник изображения: кляксография, воскография и др., так как это необходимо для расширения творческого опыта и развития воображения.
«Фантазеры»
Модифицированная
1 год
7-8 лет
Программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. На занятиях дети познакомятся с разными техниками живописи, правилами композиции, видами аппликации и лепки, научатся расписывать стеклянные изделия. Научатся работать с акварелью, гуашью, пастелью. Познакомятся с методикой правополушарного рисования.
«Азбука дизайна»
Модифицированная
1 год
7-13 лет
Содержание программы ориентировано на формирование у детей умений эстетически организовывать пространство, создавать красивые полезные предметы, составляющие среду ребенка. Программа включает в себя различные обучающие блоки - типы детского дизайна: плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитекртурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности. Сквозными темами для этого являются: архитектура, проект, природа, человек, сказки, а также культура родного края.
«Основы дизайна»
Модифицированная
1 год
10-13 лет
Программа знакомит обучающихся с основами дизайнерского мастерства. На примере создания объемных композиций, макетов, графических работ, а также цветовых композиций обучающиеся овладевают художественными и дизайнерскими навыками самостоятельной работы.
Программа является комплексной, так как в ней используются элементы таких предметов, как «Рисунок», «Архитектурно-дизайнерское проектирование», «Цветоведение», «Шрифт», «Эргономика», «История искусств», «История дизайна», «Основы композиции», «Перспектива», а так же знакомство с основами компьютерного проектирования.
«Хочу стать дизайнером»
Модифицированная
1 год
10-13 лет
Цель программы - развитие личности ребенка путем творческого самовыражения через проектно-художественную деятельность (дизайн), основанную на доступных для обучающихся видах декоративно– прикладного творчества. Содержание программы направлено на организацию творческой, социально-мотивированной деятельности по созданию конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства. Дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.
«Основы изобразительного искусства»
Модифицированная
3 года
7-14 лет
Программа ориентирована на базовое систематизированное образование детей по изобразительному искусству, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.
В программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов.
«Юный мультипликатор»
Модифицированная
2 года
9-11 лет
Программа направлена на выстраивание образовательной деятельности, в ходе которой дети научатся осуществлять элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел мультфильма, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт.
Первый год обучения включает в себя азы мультипликации. Особенностью обучения на первом этапе является знакомство детей с образцами отечественной мультипликации. В ходе знакомства с программой учащиеся осваивают основные анимационные техники.
На втором году детям предоставляется большая самостоятельность в подготовке сценария, изготовлении героев мультфильма, декораций и реквизита, фотосъемке фрагментов (кадров) мультфильма, в компьютерной обработке собранных материалов, в выстраивании итогового продукта – мультфильма.
«Палитра»
Модифицированная
3 года
7-10 лет
Содержание программы ориентировано на ознакомление обучающихся с различными видами живописи, графики, декоративно-прикладного искусства; с особенностями натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров.
Содержание программы помогает прибрести опыт художественно-творческой деятельности, обучающимся предлагаются такие виды работ как изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений, выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства, изготовление изделий по мотивам художественных промыслов, создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта, а также работа на пленэре.
Обучающиеся учатся использовать различные художественные материалы: краски (гуашь, акварель), графических материалы (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилин, глину  и другие доступные художественные материалы. Посещают музеи изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
«Лоскутные фантазии»
Модифицированная
1 год
7-14 лет
Программа направлена на  изучение обучающимися  особенностей традиционной лоскутной техники, знакомство с секретами лоскутного мастерства, которые помогут детям открыть новые пути в их дальнейшей профориентации. Программа соединяет в себе обучение конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно-прикладного характера. Развитие творческого потенциала детей поможет возрождению народного лоскутного искусства. Процесс изготовления и декорирования текстильных изделий, предусмотренные программой, способствует развитию воображения и фантазии, совершенствует глазомер, прививает аккуратность и бережливость, учит терпению.
«Мастерская волшебников»
Модифицированная
1 год
8-9 лет
Программа направлена на формирование и развитие художественного вкуса, интереса к декоративно-прикладному искусству и творческой деятельности.
Также программа направлена на формирование у обучающихся умений изготавливать композиции, изучать свойства различных материалов и самостоятельно разрабатывать художественные проекты.
Ведущая идея программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка.
«Эрудит»
Модифицированная
4 года
7-10 лет
Отличительные особенности программы:
- развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
- ярко выраженная предметная (лингвистическая, математическая) направленность;
- интегрированный характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области языка, математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие;
- структура программы представлена тремя блоками: блок по развитию кругозора (русский язык, математика), блок по развитию интеллектуальных способностей и блок по развитию аффективной сферы, способствующие развитию творческого потенциала личности ребёнка, а так же перечнем, формируемых умений, способностей и особенностей эмоциональной сферы;
- своеобразной структурой занятия, включающего содержательные компоненты указанных выше блоков.
«Безопасная дорога»
Модифицированная
4 года
8-12 лет
Программа направлена на формирование у детей уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения. Первый этап обучения - изучение азов начальной дорожной азбуки. Второй этап - совершенствование знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, иной игровой деятельности), участие в работе отрядов юных инспекторов движения, иных объединений дополнительного образования детей.
«Краеведение. Акбузат»
Модифицированная
2 года
12-14 лет
Программа направлена на формирование у юных граждан нравственности и духовности в ходе изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою малую Родину. В ходе его изучения обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, обществе и природе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, на многообразном материале природы и культуры родного края.
Изучение культуры родного края дает возможность привлечь обучающихся к поисково-исследовательской работе.
«Занимательная математика»
Модифицированная
1 год
9-10 лет
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес обучающихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.